Теодосия
Барр Гудман — американская актриса, звезда немого кино и секс-символ
конца 10-х годов 20-го века. Промоутеры актрисы распространяли мнение,
что ее имя — это анаграмма фразы Arab Death (т.е. арабская смерть),
однако на самом деле Теда — это укороченная форма ее настоящего имени, а
Бара — среднее имя ее бабушки со стороны матери.
Будущая актриса
родилась 29 июля 1885 года в Цинциннати, штат Огайо, США, в семье
польского эмигранта-еврея Бернарда Гудмана и его жены Полины Луизы,
швейцарки франко-немецкого происхождения. Её отец работал закройщиком в
ателье, мать занималась изготовлением париков. Теодосия была старшим
ребенком в семье, в 1888 году у неё появился брат Марк, а в 1897 —
сестра Эстер, которая потом тоже стала играть в кино.
В 1903 году
Теодосия закончила школу и поступила в Университете Цинциннати,
параллельно выступая на сцене театра, пока через два года к немалому
огорчению отца её не отчислили из университета. Уехав из Цинциннати на
поиски славы, 18 августа 1908 года Теодосия под псевдонимом Тео де Коппе
дебютировала на нью-йоркской сцене в спектакле «Дьявол» по пьесе
венгерского драматурга Ференца Мольнара и затем на протяжении девяти лет
играла в театре, однако каких-либо значительных успехов на этом поприще
не достигла.
Голливуд
Возраст актрисы уже
приближался к тридцати, когда в 1914 году на очередном кастинге она
познакомилась с режиссёром Фрэнком Пауэллом и произвела на него такое
сильное впечатление, что он немедленно снял её в эпизодической роли в
картине «Пятно», а в 1915 году пригласил на роль Вампирши —
женщины-хищницы, которая совращает мужчин и, бросая, уничтожает их жизни
— в драматическую картину «То был дурак», экранизацию популярной
бродвейской пьесы тех лет.
Фильм снискал невероятный успех у
публики, и Теда в одночасье стала звездой. На протяжении следующих пяти
лет она появилась в тридцати восьми фильмах, превратившись в одну из
главных актрис студии Fox Film. Её гонорар поднялся со 150 долларов в
неделю до 4 тысяч долларов — столько она получала, сыграв в 1917 году
царицу Египта в фильме «Клеопатра».
Секс-символ эпохи
Эффектная
грубоватая красота Теды, насыщенная глубоким эротизмом, её манера густо
подводить глаза, как нельзя лучше подходили к её типажу, и киностудия
нещадно эксплуатировала этот образ. Наиболее характерными работами Теды в
амплуа женщины-вамп были фильмы с говорящими названиями «Уничтожение»
(1915), «Грех» (1915), «Лисица» (1916) и «Кровавая роза» (1917).
Кроме
того актриса воплотила на киноэкране образы великих женщин, как
вымышленных, так и реально существовавших — Клеопатру, Кармен,
Эсмеральду, Саломею, Джульетту, мадам Дюбарри и Маргерит Готье.
Интерес
публики к актрисе дополнительно подогревался различными романтическими
слухами о её прошлом. Так например, на киностудии была придумана более
нетривиальная версия её происхождения — якобы она родилась в 1892 году в
сени пирамид и была дочерью художника-итальянца и актрисы-француженки.
Несмотря на то, что Теда никогда не была в Европе, считалось, что ранее
она блистала на сцене театров Парижа.
Сценические костюмы Теды
были достаточно провокационными для тех лет и часто практически
полностью обнажали тело — один из нарядов царицы в «Клеопатре» состоял
из полупрозрачной юбки и лифа в виде переплетённых змей. Сохранились
фотографии Теды, на которых она позирует со скелетом, змеями,
хрустальными магическими шарами и прочими романтическими атрибутами.
Завершение карьеры
Устав
играть яркие, но однообразные роли, Теда не раз пыталась сменить амплуа
и несколько раз добивалась своего, сыграв в фильме «Кэтлин Мавурнин»
(1919) невинную ирландскую крестьянку, а в картине «Под двумя флагами»
(1916) — отважную девушку из Иностранного легиона.
Во время
Первой мировой войны актриса с большим энтузиазмом занималась
общественной деятельностью, посещая военные лагеря и жертвуя часть своих
гонораров на военные нужны. В 1918 году она находилась на пике карьеры и
уступала в популярности лишь Чарли Чаплину и Мэри Пикфорд, но уже через
год Уильям Фокс, основатель киностудии Fox Film, потерял интерес к
актрисе и звезда Теды закатилась столь же быстро, сколь взошла. С тех
пор она появилась на киноэкране ещё дважды — в драме «Непокорённая
женщина» (1925) и комедии «Мадам Тайна» (1926).
Личная жизнь
В
1921 года Теда вышла замуж за кинорежиссёра и сценариста британского
происхождения Чарльза Брабина. Он не был расположен задействовать жену в
своих фильмах, и Теда прожила остаток жизни в праздности, превратив
свои дома в Голливуде и Нью-Йорке в модные салоны, где собирался цвет
кинематографического сообщества. Её брак, в отличие от многих актерских
союзов, оказался прочным — супруги были вместе до самой смерти Теды от
рака желудка в 1955 году. Чарльз пережил её на два года и умер в 1957
году.
Интересные факты
Родители
назвали дочь в честь Теодосии Барр Элстон, дочери 3-го вице-президента
США Аарона Барра, которая трагически погибла в 1812 году во время
пиратского нападения на корабль.
Карьера Теды завершилась ещё до
начала эпохи звукового кино, поэтому — наряду с Барбарой ла Марр,
Уоллесом Рейдом и некоторыми другими звёздами немого кино — она входит в
число тех актеров, голоса которых зрителю уже не суждено услышать.
Утерянный фильм Теды Бары «Клеопатра» (1917) входит в десятку самых разыскиваемых фильмов в списке Американского института кино.
В 30-х годах Теда написала автобиографическую книгу «О чём молчат женщины» (англ. What Women Never Tell).
Актриса была удостоена звезды на Голливудской Аллее Славы.
|