![http://www.chechnyafree.ru/upload/iblock/c27/3929.JPG](http://www.chechnyafree.ru/upload/iblock/c27/3929.JPG)
Труд - основа развития и становления человека. Поэтому воспитание
привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально-политического
устройства последнего.
Психологи утверждают, что источники способностей и дарований
детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Не может быть трудолюбивым человек
мало думающий, мало переживающий.
В семье, ведущей воспитание разумно, еще в дошкольные годы
малыша приобщают к труду. Одно из главных приобщений - самообслуживание.
Различные виды бытового труда и самообслуживания имеют большое значение в
становлении «Я» ребенка. Первоклассник уже может совершенно самостоятельно
стелить постель, следить за чистотой одежды, стирать мелкие вещи, пришивать
пуговицы, штопать, разогревать еду, готовить простые блюда и многое другое.
Излишней опекой родители только осложняют собственную жизнь и жизнь детей.
Чем разнообразней участие ребенка в бытовом труде семьи, тем
быстрее растет его самостоятельность. Во всякой домашней работе можно найти
посильное дело для младших.
Сначала поручайте лишь часть работы, а затем давайте ребенку выполнить всю
работу от начала до конца.
У младшего школьника должны быть постоянные обязанности. Чем
больше доверено младшему человеку, тем серьезнее он относится к порученному
делу, тем быстрее растет его чувство ответственности и самоуважения. А это
очень важно для утверждения нравственных начал формирующейся личности.
Очень полезно для ребенка, когда у него, помимо общих каждодневных
обязанностей, есть еще общее с папой (мамой) или с другими членами семьи
дело или увлечение. И начинаются такие дела с самых простых, постепенно усложняющихся.
Для мальчика - разложить инструменты на свои места, для девочки - навести
порядок в своих игрушках. Родительские требования должны быть разумными и
понятными для ребенка, а главное - выполнимыми.
Желательно отвести часть времени на творческий труд, который
бы увлекал ребенка своим содержанием, процессом работы, конечным результатом
(разнообразными подходами). К сожалению, в домашних условиях этому виду деятельности
детей придают в семье мало внимания. Но именно в таком, самостоятельно избранном,
труде раскрываются, крепнут духовные силы и творческие возможности детей.
К труду нельзя принуждать. Постарайтесь лучше в доходчивой
форме пояснить детям известное положение о том, что труд требует самого большого
героизма.
Недопустимо прибегать к наказаниям трудом: нельзя в наказание
заставлять мыть посуду, чистить картошку, мыть пол и т. д. Дело не в том,
что ребенок, прошедший такое наказание, не воспылает любовью к труду, а в
том, что он усвоит, что труд - это наказание. У хороших воспитателей есть
правило: надо заслужить, чтобы тебе доверили дело, заслужить право трудиться
- как награду.
Тот, кто с детства не приучен к труду, к бережливости, не вырастет рачительным
хозяином. Великая заповедь народа, что любой труд почетен - незримо подрывается
тоном пренебрежения, с которым иногда говорится о нем.
Возьмите обыкновенный предмет и обсудите с ребенком, из чего
он сделан, и вы увидите длинную цепочку связей, даже сами удивитесь.
Отношение к труду тесно связано с двумя его сторонами - культурой
и качеством. Хорошо организованная работа, в которой все продумано, спорится,
как бы сама по себе идет, гораздо меньше утомляет нравственно и физически.
Первое, о чем надо побеспокоиться - это привести в порядок рабочее место.
Тогда в ходе работы все внимание будет сосредоточено на качестве, на поисках
рациональных путей выполнения работы.
Дисциплина труда - важная цель и в то же время условиe воспитания.
Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых.
Ребенок,
который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.
Л.П.Кибардина, Е.П.Алексеева «Родительское собрание» |