Первое <агу> малыша звучит как музыка... Оно вызывает
восторг, удивление, восхищение. А еще говорит о том, что пора приступать к
занятиям.
Когда малютка на-ходился в твоем животике, и ты, и будущий
папа де-лились с ним свои-ми планами на будущее, рассказывали о том, как вы его
ждете, любите... Молод-цы! Продолжайте это делать и дальше. Ведь учеными не-однократно
доказано, что живое общение - лучший способ развить речь ребенка.
Но есть и другие, не менее эффективные. Они способст-вуют
активному становле-нию мышления, внимания, памяти. И дают возможность вырастить
пусть не филоло-га, но уж точно человека, от-лично владеющего языком!
Поначалу кроха лишь учит-ся воспринимать и понимать речь
взрослых. В дальнейшем он будет стараться подражать ей, как, впрочем, и жестам,
поведению родителей. С младенчества очень важно не допускать сю-сюканья,
подстраивания под речь малютки. Разговаривай с ним пра-вильно, не искажая и не
ме-няя слов. Говори медленно, отчетливо, короткими предло-жениями. Малыш должен
ви-деть твои губы. Оптимальный вариант, если ты свяжешь слово и предмет,
который оно обозначает. Например, сказав <кукла>, покажи ее ребенку. Так легче
выстраи-вать ассоциативный ряд и за-поминать новые названия. Когда карапуз
начнет про-износить слоги и указывать на предмет (<ку> - кукла, <за> - зайчик),
не спеши тут же понять его. Притворись, что не расслышала, попроси повторить
еще раз. Целое сло-во пока никак не выговарива-ется? Ничего! Скажи его сама. А
сынишка или доченька пусть еще раз послушают. Поверь, вскоре к первым бук вам
слова обязательно прибавятся и все остальные.
Есть специальные игры, ко-торые помогают верному ста-новлению
речи ребенка.
Твой кроха, несомненно, на-блюдает за всем, что проис-ходит
вокруг. Значит, он уже многое знает. Проверим? Спроси, какие звуки изда-ет
петушок, корова, трактор. Затем сама произнеси <му>, <гав>, <мяу>, а твой
карапуз пусть угадает, кто так говорит.
Такая игра помогает развить слуховое внимание. Дай ма-лышу в
руки зонтик и панам-ку. Включи музыку. Когда она остановится, хлопни в ладоши и
скажи: <Лето>. Кроха должен надеть панамку. В следующий раз топни ногой:
<Осень!> Те-перь открываем зонтик. Вместе с карапузом подойди-те к большому
зеркалу и погримасничайте. Покажите, как облизываются после съеденного меда или
варе-нья маленькие медвежата.
Поцокайте, как это делает лошадка. Превратите язычок в
качели и покачайте им в стороны. Подобные движения являются прекрасными
упражнениями артикуляционной гимнастики.
Игру лучше проводить на ули-це. Она способствует развитию
высоты голоса, произношению звукоподражательных слов. Возьми игрушку-маму и ее
детеныша (например, утку и утенка, медведицу и медве-жонка). Спрячь их и предло-жи
малютке отыскать. Когда найдет, пусть не только гово-рит <словами>, которые про-износит
каждая зверушка, но и следит за тембром (малень-кий утенок крякает куда тонь-ше,
чем мама-утка). А ты уга-дывай, кого обнаружил кроха. Кстати, можешь и
ошибиться. Пусть сам назовет животное. Такие уроки обязательно дадут хороший
результат. Ты убедишься в этом, сводив малыша к опытному логопе-ду. Он
подтвердит: речь ре-бенка в полном порядке!
www.momadvice.ru